С начала года доля Сбербанка на рынке кредитования юридических лиц выросла до 32,8%, а количество активных клиентов сейчас составляет порядка 2,5 млн.
В 2018 году мы фокусировались на развитии как банковских, так и небанковских сервисов банка, а также диджитализации услуг для клиента. К примеру, уже 300 тыс. клиентов пользуются нашими небанковскими сервисами в Сбербанк Бизнес Онлайн.
Мы удвоили количество брокерских счетов за год - 530 тысяч счетов в декабре против 259 тысяч в начале года - и заняли первое место на Московской бирже по количеству брокерских счетов с долей в 22,3%.
Число клиентских сделок с валютой, которые обрабатываются роботизированными алгоритмами, выросло с 50 до 90%. Кроме того, мы провели в этом году первую в России сделку ICO в «регулятивной песочнице» ЦБ и первую в России сделку внебиржевого РЕПО на технологии блокчейн.
В 2018 году Сбербанк реализовал множество сделок с крупнейшими клиентами: каждая вторая структурированная сделка на рынке профинансирована нами.
В четвертом квартале 2018 года количество наших клиентов сегмента малого и микробизнеса достигло 2,1 млн., а с начала года их число выросло на 380 тысяч.
Работающие активы малого и среднего бизнеса за 2018 год выросли с 1328 до 1578 млрд руб. (прирост - 242 млрд руб.). При этом доля NPL 90+ снизилась на 1,4 п. п.
По малому и микробизнесу, который наиболее чувствителен к доступности средств на развитие бизнеса, работающие активы выросли на 54 млрд руб. (с 352 до 406 млрд руб.), при этом доля NPL 90+ снизилась на 3,2 п. п.
Продолжает расти среднедневное количество открываемых счетов: 1153 - в 2016, 1752 - в 2017, 2791 - в 2018 году, то есть за 2 года цифра выросла в 2,4 раза.
Реализуем стратегию безбумажного взаимодействия с клиентами. К примеру, раньше, чтобы заключить договор торгового эквайринга или зарплатного проекта, необходимо было подготовить договор, привезти его клиенту, подписать, потом отвезти обратно в банк. Сейчас договор формируется автоматически и подписывается в системе интернет-банкинга «Сбербанк Бизнес Онлайн» с помощью технологии e-invoicing.
Госуслуги для корпоративных клиентов предоставляются в наших офисах и уже доступны в 20 регионах России, позволяют получить порядка 250 видов услуг. В том числе - зарегистрировать ИП, получить выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков, разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, и так далее.
В течение 2018 года Сбербанк Бизнес Онлайн заметно продвинулся в части кредитования корпоративных клиентов. Запущено онлайн-кредитование: 1) для клиентов, уже имеющих расчетно-кассовое обслуживание в банке; 2) для неклиентов, которые готовы открыть расчетный счет после одобрения кредита (в т. ч. предодобренные предложения для потенциальных клиентов, обслуживающихся в других банках). Почти половина всех заявок на кредит сегодня проходит через СББОЛ, в результате в 2 раза сократилось время, затрачиваемое клиентами для подачи документов в банк. В СББОЛ также оказываются услуги лизинга и факторинга, можно оформить кредитную бизнес-карту.
Количество англоговорящих клиентов в России увеличивается. В ответ на это мы запустили новую англоязычную версию раздела сайта
www.sberbank.ru для корпоративных клиентов. Теперь у таких клиентов есть возможность оставить заявку на обслуживание в банке, которая будет обработана сотрудниками Центра корпоративных решений со знанием английского языка.
На сайте банка в разделе «Малому бизнесу и ИП» в разделе «Поддержка» реализован справочный центр для бизнеса по основным продуктам банка с видеоинструкциями для клиентов. Запущены разделы «Как избежать блокировки счета» (для клиентов, которые порой несознательно совершают ошибки) и «Советы начинающему бизнесмену». До конца года появится тест для предпринимателей на соответствие их бизнеса 115-ФЗ. Сайт уже посещают более 1,7 млн пользователей в месяц.
Мы разработали пакетные предложения для отдельных категорий предпринимателей. Пакет «Легкий старт» с бесплатным обслуживанием подойдет тем, кто только начинает бизнес; «Удачный сезон» - клиентам с сезонным характером бизнеса; «Активные расчеты» - для компаний с большим количеством платежей; «Большие возможности» - для клиентов, ведущих активную деятельность.
К концу 3 квартала 2018 года доля продаж приоритетных продуктов малого бизнеса через дистанционные каналы выросла до 22%. Это не только снижает расходы банка, но и экономит время клиента. Для подключения, к примеру, зарплатного проекта, бизнес-карты и эквайринга уже не нужно приезжать в банк. Клиент может обсудить все нюансы с менеджером, далее готовое соглашение отправляется в личный кабинет клиента и по технологии e-invoicing подписывается договор.