Среда, 24 Апреля 2024 года

Минфин разработал законопроект о модернизации подходов к применению мер воздействия на банки

24 янв. 2018

Минфином России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Законопроект), направленный на модернизацию подходов по применению Банком России мер воздействия к кредитным организациям.

Текст пояснительной записки

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - законопроект) разработан в целях модернизации подходов по применению Банком России мер к кредитным организациям в сторону повышения их гибкости и эффективности.

Действующие нормы статьи 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) содержат существенные ограничения по размеру налагаемого Банком России штрафа, который в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения рассчитывается, исходя из процентного соотношения к величине минимального либо оплаченного уставного капитала кредитной организации. При этом максимальный размер штрафа ограничен и колеблется в диапазоне от 0,1 процента минимального размера уставного капитала кредитной организации (от 90 тыс. рублей до 1 млн. рублей1) до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала кредитной организации (от 900 тыс. рублей до 10 млн. рублей).

Надзорная практика Банка России показывает, что применение меры в виде штрафа в его действующем размере не достигает цели адекватного воздействия на кредитные организации, в деятельности которых выявлены системные ошибки, приводящие к проведению клиентами сомнительных операций, в связи с тем, что издержки, которые несут недобросовестные кредитные организации по оплате штрафов, не перекрывают получаемой такими кредитными организациями выгоды от проведения их клиентами сомнительных операций.

Так, например, согласно статистическим данным Банка России в первом полугодии 2017 года объем сомнительных операций клиентов кредитных организаций только по выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию денежных средств более чем в 4000 раз превысил размер взысканных с кредитных организаций штрафов в рамках применения Банком России статьи 74 Закона о Банке России, в том числе за нарушения норм «противолегализационного» законодательства.

Приведенные статистические данные показывают, что действующий в настоящее время механизм применения меры в виде штрафа в части установления размера налагаемого штрафа не побуждает кредитные организации существенным образом противодействовать проведению клиентами сомнительных операций.

Между тем, практика применения зарубежными регуляторами финансовых рынков мер к кредитным организациям свидетельствует, что в отличие от Банка России указанные регуляторы не ограничены в размере налагаемого штрафа на поднадзорные субъекты и не связаны какими-либо дополнительными условиями, при которых штраф может быть наложен.

Например, в 2017 за нарушения законодательства штата Нью-Йорк о противодействии отмыванию денежных средств в период с 2012 по 2015 годы году с Дойче Банк АГ Департаментом финансовых услуг штата Нью-Йорк (ОТТА) взыскан штраф в размере 425 млн. долларов США. При этом по аналогичным основаниям Управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании с Дойче Банк АГ взыскан штраф в размере 163 млн. фунтов стерлингов.

Иные применяемые Банком России меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России, в виде ограничений и запретов несут в себе сопутствующие финансовые и (или) репутационные риски для кредитных организаций. В частности, применение Банком России меры в виде ограничения на проведение отдельных банковских операций негативно сказывается на добросовестных клиентах кредитной организации, которые лишаются возможности на срок до шести месяцев получения полноценного банковского обслуживания. При этом применение указанной меры провоцирует уход клиентов в другие кредитные организации, и как следствие, усугубляет положение кредитной организации, к которой применено ограничение.

В целях повышения эффективности воздействия со стороны Банка России на недобросовестные кредитные организации путем обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России на нарушающие требования законодательства Российской Федерации кредитные организации, с выгодой, получаемой ими от проведения их клиентами сомнительных операций, законопроект наделяет Банк России правом налагать на такие кредитные организации штраф в размере до 1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации.

Принимая во внимание, что штраф является гибким механизмом воздействия на кредитные организации, практическая реализация законопроекта позволит обеспечить дифференцированный подход при применении Банком России мер, в первую очередь, по отношению к крупным и финансово устойчивым кредитным организациям, побуждая их к безусловному исполнению требований законодательства Российской Федерации и Банка России. Кроме того, реализация законопроекта позволит обеспечить применение Банком России в своей надзорной деятельности санкции в виде ограничений и запретов в качестве крайних мер, способствуя, тем самым, снижению оттока клиентов из кредитных организаций, и, как следствие, снижению риска потери ими деловой репутации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

1В зависимости от вида лицензии на осуществление банковских операций.

Комментарии
Нет комментариев
 

Уважаемые господа!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, если вы хотите разместить сообщение, статью или оставить комментарий.

Публикация новых сообщений и статей подлежит премодерации.

195196, г. Санкт-Петербург, ул. Рижская, дом 1 (БЦ "Р1"), офис 200

Все права защищены. © Академия Бизнес-Финанс 2024.
Разработка сайта - Pyramid IT