Пятница, 19 Апреля 2024 года

Разъяснение ФАС относительно соответствия нормам законодательства специальных требований об оценке, которые применяются подразделениями кредитной организации на территории определенного субъекта РФ

6 июл. 2016

В связи с обращением Ассоциации Банков Северо-Запада (далее - Ассоциация) (исх. от 25.05.2016 № 141) с просьбой о предоставлении разъяснений относительно соответствия нормам антимонопольного законодательства специальных требований об оценке, которые применяются структурными подразделениями кредитной организации на территории определенного субъекта Российской Федерации, ФАС России сообщает.

Ранее Ассоциации Банков Северо-Запада ФАС России было сообщено (письмо ФАС России от 04.05.2016 № АК/29817/16), что позиция Федеральной антимонопольной службы по вопросу взаимодействия кредитных организаций с оценщиками изложена, в том числе, в Рекомендациях по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками, разработанных Комитетом Ассоциации российских банков по оценочной деятельности и согласованных ФАС России (далее - Рекомендации) 06.05.2009 (текст размещен на официальном сайте ФАС России).

В частности, согласно Рекомендациям кредитная организация вправе предъявить, в том числе, к оценщикам в целях установления партнерских отношений, дополнительные требования при условии их публичности и объективности, поскольку фактически именно кредитная организация является непосредственным потребителем отчета об оценке залогового имущества и использует данный отчет при принятии кредитного решения.

Вместе с тем, при выборе конкретных оценщиков в качестве партнеров при оценке для целей залога, кредитная организация не должна ограничивать права и возможности заемщиков пользоваться услугами любых оценщиков, в том числе не являющихся партнерами такой кредитной кредитной организации.

При получении от заемщика отчета, выполненного оценщиком, не являющимся партнером банка, в качестве мер защиты от некачественной оценки залогового имущества банк вправе провести проверку (1) правоспособности и деловой репутации оценщика, (2) соответствия отчета об оценке нормам законодательства и федеральным стандартам оценки, (3) достоверности информации, приведенной в отчете, и иных факторов, влияющих на достоверность результата оценки. Иные требования, предъявляемые банком к оценщику и отчету об оценке, являются дополнительными по отношению к указанным требованиям.

В действиях кредитной организации, связанных с отказом от заключения кредитных договоров с неопределенным кругом физических лиц только по той причине, что представляемые ими отчеты об оценке залогового имущества выполнены оценщиками, не являющимися партнерами данной кредитной организации, и (или) отчеты об опенке и выполнившие их оценщики не соответствуют требованиям, предъявляемым этой кредитной организацией в дополнение к требованиям 1-3, при наличии у нее доминирующего положения на товарном рынке, на котором оказывается услуга по кредитованию, могут содержаться признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Для квалификации тех или иных действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке хозяйствующего субъекта и его конкурентов, а также общие условия обращения на товарном рынке товара (услуги), в связи с реализацией которою в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки соответствующего нарушения.

При этом следует отметить, что, исходя из Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определяемые антимонопольным органом при проведении соответствующего анализа границы товарного рынка могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией отдельного населенного пункта или субъекта Российской Федерации.

Ввиду изложенного одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут нарушать статью 10 Закона о защите конкуренции на одной территории, если в ее пределах данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, однако при этом не нарушать указанного запрета на другой территории, если в ее пределах этот хозяйствующий субъект доминирующего положения не занимает.

Поэтому определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и признаков злоупотребления таким положением осуществляется антимонопольными органами преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения.

Осуществление кредитными организациями, в частности, через отдельные свои структурные подразделения, описанных в настоящем письме действий только на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации не влияет на возможность признания их нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку, как было указано ранее, ввиду особенностей квалификации данного нарушения и определения необходимой для такой квалификации границ товарных рынков при осуществлении кредитной организацией этих действий именно в том населенном пункте или субъекте Российской Федерации, и котором она занимает доминирующее положение. Данные действия с учетом конкретных обстоятельств могут быть признаны таким нарушением.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
А.В. Доценко

Комментарии
Нет комментариев
 

Уважаемые господа!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, если вы хотите разместить сообщение, статью или оставить комментарий.

Публикация новых сообщений и статей подлежит премодерации.

195196, г. Санкт-Петербург, ул. Рижская, дом 1 (БЦ "Р1"), офис 200

Все права защищены. © Академия Бизнес-Финанс 2024.
Разработка сайта - Pyramid IT